Семинарское занятие №4

Тема : Тюркская цивилизация. Письменность и литература.

Цель: Сформировать представление о влиянии тюркской, арабской культуры на средневековую культуру Казахстана. Способствовать осмыслению реальной истории тюркских народов. Расцвет духовной культуры средневековых тюрков.Средневековые ученые

План:

1.Мыслители, ученые, философы и поэты эпохи мусульманского Ренессанса.

2.Аль-Фараби в истории культуры народов Средней Азии и Казахстана.

3. Язык, духовная жизнь, фольклор тюрков.

4.Характеристика религии тюрков-мусульман.

Задания :


Задание №1. Объясните, что означает понятие «этнос» и перечислите его основные признаки.

1) Назовите основные районы расселения древних тюркских племен.

2) Назовите наиболее крупные государства, основанные тюрками.

3) Что Вы знаете о современных тюркоязычных народах?

Задание №2. Выделите особенности государственности:

1) Что Вы знаете об эфталитах?

2) Какие виды Семинарское занятие №4 письменности и религий были в государстве эфталитов?

3) Когда и как образовался Тюркский каганат?

4) Как Вы можете охарактеризовать государственность Западного каганата?

5) Когда и как Средняя Азия была завоёвана арабами?

6) Что Вы знаете о борьбе народов Средней Азии против арабского завоевания?

7) Каковы последствия завоевания Средней Азии арабами?

8) Каково было положение в Средней Азии в ХШ-ХIV в.

Задание №3. Каганат- государство.

1)Тюркский каганат- политический и военный строй.

Практическая работа с текстом учебника: составить схему, используя активно-продуктивное чтение.

2)«Государственное и военное управление в тюркском каганате».

Верховный главнокомандующий- __________

Помощник верховного главнокомандующего-____________

Командующий армиями-______________

Титул родственников кагана- __________

Государственный аппарат-______________

Задание №4.«Золотой человек» -уникальный Семинарское занятие №4 памятник древнетюркской эпохи

Задание №5.Элементы тенгрианства, магии, шаманизма в мировозрении тюрков

Задание №6.Тестовые задания

1) Укажите основные признаки, характеризующие этнос.

А. Определенная территория.

Б. Общность языка.

В. Этническое самосознание, общность происхождения и исторических судеб.

Г. Этноним.

Д. Общность религии.

2)Выделите основные периоды в этническом формировании тюркских народов.

А. I тысячелетие до н.э. - VIII в. н.э.

Б. IX - XII вв. н. э.

В. XIII- XVвв. н.э.

Г. XVIв.н.э.

Д. XIX в.н.э.

3) С какого времени получил распространение этноним «узбек »?

А. С I века - в период Кушанского царства.

Б. С VI века - в период Тюркского каганата.

В. С Семинарское занятие №4 XI века - в арабских источниках в значении род.

Г. С XV века - встречалось в сочетаниях «Узбекхан», «узбекский улус», «кочевые узбеки».

Д. С XVI века - в период правления Шейбанидов в Средней Азии.

Правильные ответы: 1. - А, Б, В, Г; 2. - А, Б, В, Г; 3. - Д.

4) Какой тип государственности был в государстве эфталитов?

А. Монархия.

Б. Теократическое государство.

В. Конфедерация полунезависимых владений.

Г. Демократическая республика.

Д. Царство.

5) Определите роль Тюркского каганата в истории региона.



А. Являлся крупным централизованным государством.

Б. В период Тюркского каганата в Среднюю Азию пришли предки современных узбеков и других жителей региона.

В. Среди приближённых кагана преобладали эфталиты.

Г. В период каганата Семинарское занятие №4 стали развиваться феодальные отношения среди земледельцев Средней Азии.

Д. Была развита торговля.

6) Каковы последствия арабского завоевания в Средней Азии?

А. Появление в Средней Азии новой религии.

Б. Отсутствие национально-государственной независимости.

В. Непосильное бремя налогов.

Г. Уважительное отношение арабов к многовековой культуре Средней Азии.

Д. Принятие местным населением ислама.

Ответы на тестовые задания: 4 - В; 5 - А, Б, Г, Д; 6 - А, Б, В, Д.


documentaxfmpqf.html
documentaxfmxan.html
documentaxfnekv.html
documentaxfnlvd.html
documentaxfntfl.html
Документ Семинарское занятие №4